| |
[Титул] [Пояснительная записка] [Содержание] [Тематический план] [Метод. материалы] [Контроль]
3.
Содержание дисциплины
3.1 Содержание
теоретического курса
1. Технологии, модели и
процессы создания ПО.
Терминология, Процессы создания ПО. Методы
создания ПО. Структуры затрат на создание ПО. Основные вопросы, встающие перед
специалистами по созданию ПО.
2. Основы создания ПО.
Базовые процессы создания ПО. Модели создания
ПО. Спецификация ПО. Реализация ПО. Аттестация ПО. Эволюция ПО.
CASE-средства
автоматизации процессов создания ПО.
3. Разработка требований
к ПО.
Анализ осуществимости. Формирование и анализ
требований к ПО. Аттестация требований. Управление требованиями. Управление
изменением требований. Модели окружения. Поведенческие модели. Модели потоков
данных. Модели конечных автоматов. Модели данных.
CASE-средства
проектирования.
4. Реализация ПО.
Архитектурное проектирование. Структурирование
системы. Модели управления. Модульная декомпозиция. Проблемно-зависимые
архитектуры. Проектирование с повторным использованием кода. Проектирование
интерфейса пользователя.
5. Управление проектами по созданию и внедрению
ПО.
Процессы управления. Планирование проекта.
Контрольные отметки. График работ. Временные и сетевые диаграммы. Управление
рисками.
6. Управление персоналом
при реализации проектов.
«Людской» капитал. Организация человеческой
памяти. Решение задач. Мотивация. Групповая работа. Создание команды
разработчиков. Сплоченность команды. Организация и общение в группе. Подбор и
сохранение персонала.
7. Оценка стоимости
программного продукта.
Понятие стоимости продукта. Параметры,
используемые при оценке проекта. Факторы, влияющие на стоимость программного
продукта. Методы оценивания. Моделирование стоимости.
8. Управление качеством
созданных программных систем.
Понятие качество программного продукта. Процесс
управления качеством. Стандарты для управления качеством. Советы «менеджеру по
качеству». Стандарты на техническую документацию. План обеспечения качества.
Контроль качества. Проверки качества. Измерение показателей. Показатели
качества программного продукта.
9. Создание проекта
программной системы с использованием элементов объектного проектирования
Выбор программного средства (ПС) для реализации.
Создание спецификации (технического задания) ПС. Создание основной проектной
документации на ПС.
3.2 Содержание
лабораторных занятий
1. Разработка описания и анализ информационной системы
Лабораторная работа направлена на ознакомление с процессом описания
информационной системы и получение навыков по использованию основных методов
анализа ИС.
Требования к результатам выполнения лабораторной
работы:
-
наличие описания
информационной системы;
-
наличие заключения о
возможности реализации проекта, содержащего рекомендации относительно
разработки системы, базовые предложения по объёму требуемого бюджета, числу
разработчиков, времени и требуемому программному обеспечению.
2. Разработка требований к информационной системе
Лабораторная работа направлена на ознакомление с процессом разработки
требований к информационной системе и составления технического задания на
разработку программного обеспечения, получение навыков по использованию основных
методов формирования и анализа требований.
Требования к результатам выполнения лабораторной
работы:
-
наличие диаграммы идентификации точек зрения и
диаграммы иерархии точек зрения;
-
наличие сценариев событий
(последовательности действий);
-
наличие пользовательских
требований, четко описывающих будущий функционал системы;
-
наличие системных
требований, включающих требования к структуре, программному интерфейсу,
технологиям разработки, общие требования к системе (надежность,
масштабируемость, распределённость, модульность, безопасность, открытость,
удобство пользования и т.д.);
-
наличие составленного
технического задания.
3. Методология функционального моделирования
Лабораторная работа направлена на ознакомление с
методологиями функционального моделирования IDEF0 и IDEF3, получение навыков по
применению данных методологий для построения функциональных моделей на основании
требований к информационной системе.
Требования к результатам выполнения
лабораторного практикума:
-
модель должна отражать весь
указанный в описании функционал, а также чётко отражать существующие потоки
данных и описывать правила их движения;
-
наличие в модели не менее
трёх уровней;
-
не менее двух уровней
декомпозиции в стандарте IDEF0 (контекстная диаграмма + диаграммы A0);
-
на диаграмме 1-го уровня
(A0) не менее 4-х функциональных блоков;
-
на диаграмме 2-го и далее
уровнях должна быть декомпозиция в стандарте IDEF3, на каждой диаграмме не
менее 2-х функциональных блоков.
4. Методология объектно-ориентированного моделирования
Лабораторная работа направлена на ознакомление
с основными элементами определения, представления, проектирования и
моделирования программных систем с помощью языка UML, получение навыков по
применению данных элементов для построения объектно-ориентированных моделей ИС
на основании требований.
Требования к результатам выполнения
лабораторной работы:
-
модель системы
должна содержать:
-
диаграмму
вариантов использования;
-
диаграммы
взаимодействия для каждого варианта использования;
-
диаграмму
классов, позволяющая реализовать весь описанный функционал ИС;
-
объединенную диаграмму компонентов и размещения
-
для классов
указать стереотипы;
-
в зависимости от варианта
задания диаграмма размещения должна показывать расположение компонентов в
распределенном приложении или связи между встроенным процессором и устройствами.
5.
Методология управление проектами
Лабораторная работа направлена на ознакомление
с основными понятиями методологии управления проектами, получение навыков по
применению данных понятий при построении плана проекта, построения графика
работ, распределения исполнителей, управления рисками.
Требования к результатам выполнения лабораторной
работы:
-
Построить
модель управления проектом. Модель включает:
-
определение всех этапов проекта, зависимых этапов, определение
длительности этапов;
-
построение
на основе полученных данных сетевой и временной диаграмм;
-
построение
диаграммы распределения работников по этапам;
-
при
определении этапа указывается его название – отражающее суть этапа
(например, определение пользовательских требований, проектирование
интерфейса и т.д.);
-
этапов должно
быть не менее 7, срок реализации проекта – пол года с 1.06.200_ по
31.12.200_;
-
в проекте
задействовано 6 человек персонала (фамилии необходимо придумать), некоторые
из них участвуют на нескольких этапах проекта.
При составлении и оформлении отчета следует
придерживаться рекомендаций, представленных на странице
http://unesco.kemsu.ru/student/rule/rule.html.
№ п/п |
Тема занятия |
Задания |
В аудитории |
Дома |
1 |
Разработка
описания и анализ информационной системы |
1.Изучить предлагаемый теоретический материал.
2.Составить подробное описание информационной системы.
|
3.На основании описания системы провести анализ осуществимости. В
ходе анализа ответить на вопросы
·Что произойдет с
организацией, если система не будет введена в эксплуатацию?
·Какие текущие проблемы
существуют в организации и как новая система поможет их решить?
· Каким образом система будет
способствовать целям бизнеса?
· Требует ли разработка
системы технологии, которая до этого не использовалась в организации?
Результатом анализа должно явиться заключение
о возможности реализации проекта.
4.Распределить роли в группе (руководитель проекта-разработчик,
системный аналитик-разработчик, тестер-разработчик).
5.Заполнить разделы плана:
· Введение
·Организация выполнения
проекта
·
Анализ рисков
Разделы должны содержать рекомендации
относительно разработки системы, базовые предложения по объёму
требуемого бюджета, числу разработчиков, времени и требуемому
программному обеспечению.
6.
Составить отчет о проделанной работе. |
2 |
Разработка требований к информационной
системе |
1.Изучить предлагаемый теоретический материал.
2.Построить опорные точки зрения на
основании метода VORD
для формирования и анализа требований. Результатом должны явиться две
диаграммы: диаграмма идентификации точек зрения и диаграмма иерархии
точек зрения.
3.Составить сценарии основных событий.
|
4.Составить информационную модель
будущей системы, включающую в себя описание основных объектов системы и
взаимодействия между ними. На основании полученной информационной модели
и диаграмм идентификации точек зрения, диаграмма иерархии точек зрения,
а также сценария событий сформировать требования пользователя и
системные требования.
5.На основании описания системы (Лабораторная работа №1),
информационной модели, пользовательских и системных требований
составить техническое задание на создание программного обеспечения (см.
Приложение А). ТЗ должно содержать основные разделы, описанные в
ГОСТ 34.602-89.
6.Построить отчёт, включающий все полученные уровни модели,
описание функциональных блоков, потоков данных, хранилищ и внешних
объектов.
|
3 |
Методология объектно-ориентированного
моделирования |
1.Изучить предлагаемый теоретический материал.
2.Постройте диаграмму вариантов использования для выбранной
информационной системы.
|
3.Выполните реализацию вариантов использования в терминах
взаимодействующих объектов и представляющую собой набор диаграмм:
-
диаграмм классов,
реализующих вариант использования;
-
диаграмм
взаимодействия (диаграмм последовательности и кооперативных
диаграмм), отражающих взаимодействие объектов в процессе
реализации варианта использования.
4.Разделить классы по пакетам использую один из механизм разбиения.
5.Постройте диаграмму состояний для конкретных объектов
информационной системы.
|
4 |
Методология управление проектами |
1.Изучить предлагаемый теоретический материал.
2.Построить временную и сетевую диаграммы для выбранного проекта.
3.Построить диаграмму распределения работников по этапам.
|
4.Построить список возможных рисков с указанием названия риска, его
описание и типа.
5.Провести анализ рисков.
6.Описать стратегию планирования рисков.
7.Построить отчёт, включающий все полученные диаграммы и описание
стратегии планирования рисков.
|
3.3 Семестровая работа, ее
характеристика
Семестровая работа направлена
на самостоятельное создание проекта по реализации программного продукта на
предложенную тему. Семестровые задания даются на группу студентов (при
использовании проектного метода) или индивидуально.
Проект должен включать:
-
анализ осуществимости
внедрения системы;
-
Техническое задание (можно
оформить в виде приложения к проекту);
-
описание информационных
объектов;
-
функциональную модель
системы;
-
объектные модели,
описывающие состояние системы, варианты использования, объекты, архитектуру
системы;
-
этапы реализации проекта;
-
планирование рисков;
-
календарное планирование с
учетом распределения работ по членам коллектива;
-
планирование контрольных
мероприятий;
-
оценку стоимости проекта.
Результаты семестровой работы
должны быть представлены в виде Отчета по семестровой работе, который должен
содержать обязательные элементы и разделы, отражающие предъявленные выше
требования.
При составлении и оформлении отчета следует
придерживаться рекомендаций, представленных на странице
http://unesco.kemsu.ru/student/rule/rule.html.
|