Главная Программа Учебное пособие Презентации Дополнительно
    Методические рекомендации для студентов
  Методические рекомендации для преподавателей
  Видео

Дополнительно -> Методические рекомендации для преподавателей -> направление 010400.62

 

   Методические рекомендации по изучению курса "Практикум на ЭВМ по информатике" для преподавателя

 

Методические рекомендации по изучению теоретического материала

 Данный курс предусматривает краткое изучение теоретических вопросов, в соответствии с рабочей программой, а также самостоятельное выполнение лабораторных работ.

В теоретической части курса изучаются основы информационных технологий: информационное общество, информация и способы ее измерения, системы счисления, представление и обработка чисел в компьютере, модели, алгоритмы, архитектура ЭВМ, языки программирования, основы и методы защиты информации, компьютерные сети и телекоммуникации, операционные системы, системы искусственного интеллекта, базы данных, правовые основы информатики.

В практической части курса изучаются системы счисления, представление чисел в ЭВМ, логические основы алгоритмизации, моделирование прикладных задач, алгоритмы, машина Поста, машина Тьюринга, нормальные алгоритмы Маркова, операционные системы на примере Windows XP и пакеты прикладных офисных программ на примере Microsoft Office.

Для изучения теоретической части курса необходимо использовать рекомендуемую основную и дополнительную литературу. Кроме этого, многие необходимые сведения можно получить из открытых электронных ресурсов.

Основная литература:

1.     Могилев А.В., Пак Н.И., Хенкер Е.К. Информатика. Учебное пособие. – М.: Академия, 2004, 3-е издание.

2.     Могилев А.В., Пак Н.И., Хенкер Е.К. Практикум по информатике. - М.: Академия, 2005, 2-е изд. 

3.     Сырецкий Г.А. Информатика. Фундаментальный курс. В 2 томах. – БХВ-Петербург, 2007.

4.     Гладких Б.А. Информатика от абака до интернета. Введение в специальность. Учебное пособие. – Томск: изд-во НТЛ, 2005.

5.     Каймин В.А. Информатика. – М.: Инфра-М. 2001, 2-е изд., доп. и перераб.

6.     Острейковский В.А., Полякова И.В. Информатика. Теория и практика. –  М.: Оникс, 2008.

7.     Степанов А.Н. Информатика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006, 4-е изд.

Дополнительная литература:

8.     Рыжиков Ю.И. Информатика. Лекции и практикум. – СПб.: Корона принт. 2000.

9.     Андреева Е., Фалина И. Информатика. Системы счисления и компьютерная арифметика. – М.: Лаборатория Базовых Знаний. 1999.

10. Непейвода Н. Н., Скопин И. Н. Основания программирования. Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.

11. Вирт И. Алгоритмы и структуры данных. – Невский Диалект, 2008.

12. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Т. 3. Поиск и сортировки. – М.: Мир. 2000.

13. Частиков А.П. История компьютера. – М.: Информатика и образование. 1996.

Электронные издания:

14.  Шауцукова Л.З. Информатика http://book.kbsu.ru, 2002.

15. Казиев В.М. Введение в информатику http://www.intuit.ru/department/informatics/intinfo, 2006.

16. Казиев В.М. Введение в информатику. Практикум http://www.intuit.ru/department/informatics/intinfopr, 2008.

17. Роганое Е.А. Практическая информатика http://www.intuit.ru/department/se/pinform, 2006

18. Непейвода Н.Н. Стили и методы программирования http://www.intuit.ru/department/se/progstyles, 2005

19. Казиев В.М. Введение в правовую информатику http://www.intuit.ru/department/informatics/incslawyers, 2009

 

Рекомендации по проведению зачета. Зачет проводится в виде тестирования. Вошедший в тесты материал отражен в вопросах, выданных студентам для подготовки:

1.     Основные черты информационного общества.

2.     Информатика – понятие, объекты приложения, предмет изучения, составные части, место среди других наук.

3.     Основные понятия информатики – информация, материальный носитель, сигнал, сообщение, информационный процесс, источник сообщения, получатель сообщения, виды сигналов.

4.     Информационная система.

5.     Понятие модели. Моделирование. Виды моделей.

6.     Математическое моделирование.

7.     Понятия информационного моделирования. Объект. Система. Категория объектов.

8.     Классификация объектов в информационной модели. Связи между объектами.

9.     Формализация. Языки формализации. Принципы формализации.

10.           Уровни передачи информации. Энтропия.

11.           Подходы к измерению информации. Формулы Хартли и Шеннона.

12.           Кодирование информации.

13.           Системы счисления.

14.           Формы представления чисел в ЭВМ.

15.           Кодирование чисел. Прямой, дополнительный и обратный код.

16.           Алгоритм. Типы алгоритмов. Свойства алгоритма. Блок-схема.

17.           Машина Поста.

18.           Машина Тьюринга.

19.           Нормальные алгоритмы Маркова.

20.            Архитектура ЭВМ. Принципы и архитектура Джона фон Неймана. Принцип открытой архитектуры.

21.           Системная плата ЭВМ. Шина.

22.           Центральный процессор ЭВМ.

23.            Виды памяти ЭВМ. Организация памяти ЭВМ, иерархическая структура памяти.

24.           Аудиоадаптер, видеоадаптер ЭВМ. ЭЛТ и ЖК мониторы.

25.           Устройства ввода ЭВМ. Принтер и плоттер. Факс-модем.

26.           Эпохи развития вычислительной техники. Домеханическая и механическая эпохи.

27.           Электромеханическая эпоха развития вычислительной техники.

28.           Электронная эпоха развития вычислительной техники.

29.           Проблемы человеко-машинного интерфейса.

30.           Направления развития вычислительной техники.

31.           Современный рынок ЭВМ и его секторы.

32.           Языки программирования. История развития, области применения, классификация.

33.           Метаязыки описания языков программирования. Грамматика языка программирования.

34.           Понятие о компьютерной безопасности. Компьютерные вирусы. Методы защиты от компьютерных вирусов.

35.           Защита информации в Интернете. Шифрование информации. Криптоанализ.

36.           Компьютерные сети и телекоммуникации. Архитектура «клиент-сервер». Локальные вычислительные сети (ЛВС).

37.           Операционные системы. Функции операционных систем.

38.           Простейшие редакторы. Текстовые процессоры. Издательские системы.

39.           Электронные таблицы. ППП для создания и проведения презентаций.

40.           Графические редакторы. Почтовые программы. Архиваторы. Математические пакеты. Файловые менеджеры. Пакеты приложений.

41.           Направление исследований в области искусственного интеллекта (ИИ). История развития систем ИИ. Сфера применения ИИ.

42.           Представление знаний в системах ИИ. Фреймы. Моделирование рассуждений. Интеллектуальный интерфейс информационной системы.

43.           Реляционные, сетевые и иерархические базы данных. Характеристики баз данных.

44.           Реляционные БД, основные объекты, язык описания данных, язык манипулирования данными.

45.           Системы управления базами данных. Примеры СУБД.

46.           World Wide Web. Гипертекст. Web-страница. Web-сервер. Web-клиент. Web-сайт.

47.           HTML. XML. URI и URL.

48.           Телеконференция. Дискуссионные группы. Newsgroup. LISTSERV. USENET.

49.           Электронная "доска объявлений" BBS. Конференц-связь. Видеоконференции.

50.           Законы об информатизации, ЭВМ и БД.

51.           Авторское право. Личные и имущественные права. Персональные данные. Электронно-цифровая подпись.

 

Критерии оценки знаний студентов. Предусмотрена рейтинговая система оценки всех видов деятельности. 

Вид отчетности – зачет.

-       Текущий контроль:

-       посещение занятий – 1 балл за каждое занятие (максимально 36 баллов);

-       выполнение домашних заданий – 2 балла за каждое задание (максимально 26 баллов за 13 заданий);

-       Рубежный контроль:

-       выполнение контрольных работ – 3 балла за каждую работу (максимально 18 баллов за 6 работ);

-       выполнение семестровой работы – 20-ти бальная оценка за выполнение работы;

-       Итоговый контроль:

-       Зачет в виде тестирования и опрос по дополнительным вопросам (если есть пропуски лекций и лабораторных занятий) – максимально – 100 баллов.

Максимальное число баллов, которые может набрать студент – 200.

Рейтинговый балл (РБ) рассчитывается с учетом набранных баллов по всем видам контроля:

РБ=(ТК+РК+ИК)/2 (максимально 100 баллов)

Соответствие рейтингового показателя традиционной оценке:

Рейтинговый балл

Оценка

51-100

зачтено

Меньше или равно 50

незачтено