 |
Методические рекомендации для студентов по изучению
курса "Базы данных"
Методические рекомендации по изучению теоретического материала
Цель преподавания курса – изучение теоретических основ структуры и
функционирования баз данных (БД), характеристик современных систем управления
базами данных (СУБД), языковых средств манипулирования данными, средств
разработки и проектирования БД, современных технологий организации БД, а также
приобретение навыков работы в среде СУБД «ORACLE».
Объектами изучения в данной дисциплине являются: основные структуры, модели,
методы и технологии, используемые для хранения и анализа данных; средства и
методы проектирования БД; языковые средства современных СУБД.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- знакомство с основными технологиями построения современных БД и СУБД;
- знакомство с основными понятиями и методами организации реляционных баз
данных и манипулирования ими;
- приобретение навыков проектирования реляционных БД;
- приобретение навыков использования языка SQL для
создания БД и манипулирования данными.
- подготовка студентов к изучению других дисциплин по информационным
технологиям.
Для изучения теоретической части курса необходимо изучить вопросы,
рассматриваемые в лекциях. При изучении материала необходимо помимо лекционных
материалов использовать рекомендуемую основную и дополнительную литературу для
лучшего усвоения материала. Кроме этого, многие необходимые сведения можно
получить из открытых электронных ресурсов.
Основная литература:
- Кузнецов, Сергей
Дмитриевич. Основы баз данных : учеб. пособие / С. Д. Кузнецов. - 2-е изд.,
испр. - М. : Интернет-Университет Информационных Технологий : Бином. Лаборатория
Знаний, 2010. - 484 с.
- Марков, Александр
Сергеевич. Базы данных. Введение в теорию и методологию : учебник / А. С.
Марков, К. Ю. Лисовский. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 511 с.
- Советов, Борис
Яковлевич. Базы данных. Теория и практика : учебник / Б. Я. Советов, В. В.
Цехановский, В. Д. Чертовской. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2012. - 463 с.
Дополнительная литература:
- Мейер М. Теория
реляционных баз данных. М.: Мир, 1987. - 608 с.
- Дейт К. Введение в
системы баз данных. М.: Наука, 1980
- Ульман Д. Основы
систем баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 334 с.
- Гудов А.М., Шмакова
Л.Е. Введение в язык структурированных запросов SQL / Учебное пособие. –
Кемерово, Кемеровский госуниверситет, 2001.- 118с.
- В.Н. Петров
Информационные системы. Учебник. Издат. дом “Питер”, 2002.
- В.Г. Олифер,
Н.А. Олифер Сетевые операционные системы. Учебник . Издат. дом “Питер”, 2001.
- Хансен Г., Хансен Д. Базы данных: разработка и управление. Пер. с
англ. – М.: БИНОМ, 2000. 704с.
- Грабер М. SQL. Справочное руководство. – М.: Лори, 2001. 643с.
- Кириллов В.В. Структуризованный язык запросов (SQL). - СПб.: ИТМО,
1994. - 80 с.
- Кириллов В.В. Основы проектирования реляционных баз данных. Учебное
пособие. - СПб.: ИТМО, 1994. - 90 с.
- Гудов А.М. Введение в язык структурированных запросов SQL
http://oldunesco.kemsu.ru/metod/sql/index.html
- Зеленков Ю.А. Введение в базы данных http://www.mstu.edu.ru/education/materials/zelenkov/toc.html
- Пушников А.Ю. Введение в системы управления базами данных
http://citforum.ru/database/dblearn/index.shtml
- Кузнецов С.Д. Введение в реляционные базы данных
http://www.intuit.ru/department/database/rdbintro/
- Полякова Л.Н. Основы SQL
http://www.intuit.ru/department/database/sql/
- Материалы сайта http://www.citforum.ru
Рекомендации по изучению материалов учебно-методического комплекса.
При изучении теоретического материала рекомендуется внимательно изучить и
осмыслить предлагаемый материал в рамках выбранной темы, после этого выполнить
предлагаемые практические задания. Для закрепления материала при изучении языка
SQL рекомендуется воспользоваться виртуальным практикумом, где представлены
типовые практические задания по каждой из тем с указанием правильного результата
и/или допущенных ошибок.
Советы по подготовке к экзамену. Дополнительно к изучению конспектов
лекций необходимо пользоваться учебными пособиями. Рекомендуется использовать
электронные учебно-методические пособия по теме курса, имеющиеся на сайте
кафедры ЮНЕСКО по НИТ (unesco.kemsu.ru),
а также зеркале сайта citforum.ru
(citforum.kemsu.ru).
Кроме «заучивания» материала, очень важно добиться состояния понимания изучаемых
тем дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа
выполнить несколько упражнений на данную тему. Кроме того, очень полезно
мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): “О чем
этот параграф?”, “Какие новые понятия введены, каков их смысл?”, “Для чего
используется та или иная технология параллельного программирования?”.
Описание электронных учебно-методических материалов
Лекционные занятия проходят в мультимедийной аудитории, оснащенной
компьютером и проектором. Каждая лекция сопровождается презентацией, содержащей
краткий теоретический материал и иллюстративный материал. Каждая презентация
построена по следующему шаблону: название лекционного занятия, теоретический
материал (разбит на две части с учетом перемены), вопросы для обсуждения.
Вопросы к экзамену
- Понятия “база
данных”, ”система управления базами данных”. Основные отличия от файловых
систем. Назначение и функции базы данных. Потребности информационных
систем.
- Основные функции
СУБД, типовая организация СУБД. «Нереляционные» базы данных. Их сильные и слабые
стороны.
- Основные части
реляционной модели данных: структурная, целостная, манипуляционная. Типы данных,
домены, кортежи, атрибуты, отношения. Свойства отношений.
- Null-значения.
Первичный и внешний ключи. Целостность сущностей. Целостность по ссылкам.
Общие принципы поддержания целостности данных в реляционной модели.
- Реляционная алгебра
и реляционное исчисление. Основные и специальные операции реляционной
алгебры. Замкнутость операций. Условия совместности реляционных
операций.
- Операторы SQL.
Операторы определения объектов БД, операторы манипулирования данными. Структура
SELECT-запроса. Реализация операций реляционной алгебры средствами SQL.
- Этапы разработки
БД, критерии оценки качества логической модели данных. Функциональные
зависимости. Аномалии обновления. Первая, вторая и третья нормальные
формы. Декомпозиция без потерь.
- Нормальные формы
более высоких порядков: нормальная форма Бойса-Кодда, четвертая и пятая
нормальные формы. Алгоритм нормализации отношений.
- Семантическая и
физическая модели базы данных. Модель Чена. Стандартные элементы
ER-диаграмм. Нормальные формы и модель сущность-связь. Пример разработки
простой ER-модели.
- Определение транзакции. Классификация ограничений транзакций.
- Проблемы параллельной работы транзакций. Методы борьбы с проблемами
параллельной работы транзакций.
- Журнализация выполнения транзакций СУБД. «Жесткие» и «мягкие» сбои.
Архивация и восстановление базы данных.
- Архитектура «клиент-сервер». Распределенные базы данных.
Распределенные транзакции.
Примеры тестовых заданий
Отметьте наиболее
важные свойства транзакций. |
Атомарность |
+ |
Долговечность |
+ |
Изолированность |
+ |
Согласованность |
+ |
Сериализуемость |
|
Укажите, в каких
случаях наступает завершение транзакции? |
Подана команда COMMIT |
+ |
Подана команда ROLLBACK |
+ |
Завершение сеанса работы
пользователя |
+ |
Сбой системы |
+ |
Подана команда SELECT |
|
Подана команда INSERT |
|
Какое из приводимых
ниже высказываний является определением второй нормальной формы? |
Отношение R
находится во второй нормальной форме
(2НФ) тогда и
только тогда, когда отношение находится в 1НФ и
нет неключевых атрибутов, зависящих от части
сложного ключа. |
+ |
Отношение R
находится во второй нормальной форме
(2НФ) тогда и
только тогда, когда в отношении нет
неключевых атрибутов, зависящих от части сложного ключа. |
|
Отношение R
находится во второй нормальной форме
(2НФ) тогда и
только тогда, когда отношение находится в 1НФ и
нет ключевых атрибутов, зависящих от части сложного
ключа. |
|
Отметьте, верные на
Ваш взгляд, утверждения, касающиеся внешнего ключа |
Внешний ключ может
быть как простым, так и составным |
+ |
Внешний ключ должен
быть определен на тех же доменах, что и соответствующий первичный ключ
родительского отношения |
+ |
Внешний ключ, как
правило, не обладает свойством уникальности |
+ |
Внешний ключ обязан
быть уникальным |
|
Каждое значение
внешнего ключа обязано совпадать со значениями первичного ключа в
некотором кортеже родительского отношения, либо быть определено как
Null- значение |
+ |
|
|