 |
Методические рекомендации для преподавателей по изучению
курса "Технологии баз данных"
Методические рекомендации по изучению теоретического материала
Цель преподавания курса – изучение теоретических основ структуры и
функционирования баз данных (БД), характеристик современных систем управления
базами данных (СУБД), языковых средств манипулирования данными, средств
разработки и проектирования БД, современных технологий организации БД, а также
приобретение навыков работы в среде СУБД «ORACLE».
Объектами изучения в данной дисциплине являются: основные структуры, модели,
методы и технологии, используемые для хранения и анализа данных; средства и
методы проектирования БД; языковые средства современных СУБД.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- знакомство с основными технологиями построения современных БД и СУБД;
- знакомство с основными понятиями и методами организации реляционных баз
данных;
- приобретение навыков проектирования реляционных БД;
- приобретение навыков использования языка SQL
для создания БД и манипулирования данными.
- подготовка студентов к изучению других дисциплин по информационным
технологиям.
При чтении лекций по теоретической части курса помимо лекционных материалов
необходимо использовать рекомендуемую основную и дополнительную литературу.
Кроме этого, многие необходимые сведения можно получить из открытых электронных
ресурсов.
Основная литература:
- Кузнецов, Сергей
Дмитриевич. Основы баз данных : учеб. пособие / С. Д. Кузнецов. - 2-е изд.,
испр. - М. : Интернет-Университет Информационных Технологий : Бином. Лаборатория
Знаний, 2010. - 484 с.
- Марков, Александр
Сергеевич. Базы данных. Введение в теорию и методологию : учебник / А. С.
Марков, К. Ю. Лисовский. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 511 с.
- Советов, Борис
Яковлевич. Базы данных. Теория и практика : учебник / Б. Я. Советов, В. В.
Цехановский, В. Д. Чертовской. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2012. - 463 с.
Дополнительная литература:
- Мейер М. Теория
реляционных баз данных. М.: Мир, 1987. - 608 с.
- Дейт К. Введение в
системы баз данных. М.: Наука, 1980
- Ульман Д. Основы
систем баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 334 с.
- Гудов А.М., Шмакова
Л.Е. Введение в язык структурированных запросов SQL / Учебное пособие. –
Кемерово, Кемеровский госуниверситет, 2001.- 118с.
- В.Н. Петров
Информационные системы. Учебник. Издат. дом “Питер”, 2002.
- В.Г. Олифер,
Н.А. Олифер Сетевые операционные системы. Учебник . Издат. дом “Питер”, 2001.
- Хансен Г., Хансен Д. Базы данных: разработка и управление. Пер. с
англ. – М.: БИНОМ, 2000. 704с.
- Грабер М. SQL. Справочное руководство. – М.: Лори, 2001. 643с.
- Кириллов В.В. Структуризованный язык запросов (SQL). - СПб.: ИТМО,
1994. - 80 с.
- Кириллов В.В. Основы проектирования реляционных баз данных. Учебное
пособие. - СПб.: ИТМО, 1994. - 90 с.
- Гудов А.М. Введение в язык структурированных запросов SQL
http://oldunesco.kemsu.ru/metod/sql/index.html
- Зеленков Ю.А. Введение в базы данных http://www.mstu.edu.ru/education/materials/zelenkov/toc.html
- Пушников А.Ю. Введение в системы управления базами данных
http://citforum.ru/database/dblearn/index.shtml
- Кузнецов С.Д. Введение в реляционные базы данных
http://www.intuit.ru/department/database/rdbintro/
- Полякова Л.Н. Основы SQL
http://www.intuit.ru/department/database/sql/
- Материалы сайта http://www.citforum.ru
Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.
При чтении лекций рекомендуется использовать слайд-лекции, каждая из которых
содержит конспект материала по определенному разделу дисциплины.
Рекомендации по проведению экзамена.
Экзамен проводится в виде тестирования. Материал тестовых заданий отражен в
вопросах, выданных студентам для подготовки:
- Понятия “база данных”, ”система управления базами данных”. Основные
отличия от файловых систем. Назначение и функции базы данных. Потребности
информационных систем.
- Основные функции СУБД, типовая организация СУБД. «Нереляционные» базы
данных. Их сильные и слабые стороны.
- Основные части реляционной модели данных: структурная, целостная,
манипуляционная. Типы данных, домены, кортежи, атрибуты, отношения. Свойства
отношений.
- Null-значения. Первичный и внешний ключи. Целостность сущностей.
Целостность по ссылкам. Общие принципы поддержания целостности данных в
реляционной модели.
- Реляционная алгебра и реляционное исчисление. Основные и специальные
операции реляционной алгебры. Замкнутость операций. Условия совместности
реляционных операций.
- Операторы SQL. Операторы определения объектов БД, операторы
манипулирования данными. Структура SELECT-запроса. Реализация операций
реляционной алгебры средствами SQL.
- Этапы разработки БД, критерии оценки качества логической модели данных.
Функциональные зависимости. Аномалии обновления. Первая, вторая и третья
нормальные формы. Декомпозиция без потерь.
- Нормальные формы более высоких порядков: нормальная форма Бойса-Кодда,
четвертая и пятая нормальные формы. Алгоритм нормализации отношений.
- Семантическая и физическая модели базы данных. Модель Чена.
Стандартные элементы ER-диаграмм. Нормальные формы и модель сущность-связь.
Пример разработки простой ER-модели.
- Определение транзакции. Классификация ограничений транзакций.
- Проблемы параллельной работы транзакций. Методы борьбы с проблемами
параллельной работы транзакций.
- Журнализация выполнения транзакций СУБД. «Жесткие» и «мягкие» сбои.
Архивация и восстановление базы данных.
- Архитектура «клиент-сервер». Распределенные базы данных. Распределенные
транзакции.
Описание
электронных учебно-методических материалов.
Лекционные занятия проходят в
мультимедийной аудитории, оснащенной компьютером и проектором. Каждая лекция
сопровождается презентацией, содержащей краткий теоретический материал и
иллюстративный материал. Каждая презентация построена по следующему шаблону:
название лекционного занятия, теоретический материал (разбит на две части с
учетом перемены), вопросы для обсуждения.
Рекомендуется после изложения лекционного материала провести со студентами
разбор вопросов для обсуждения по следующей методике: каждый вопрос озвучивается
преподавателем; студенты в свободной форме обсуждают вопрос и высказывают свое
мнение; преподаватель комментирует мнение каждого отвечающего с позиции
выявления слабых и сильных сторон ответа, полноты раскрытия предложенной темы
вопроса; по окончании обсуждения преподаватель напоминает суть всех прозвучавших
ответов и дает заключительный комментарий.
Критерии оценки знаний студентов.
Предусмотрена рейтинговая система оценки всех видов деятельности. Каждый вид
деятельности оценивается следующим образом:
- выполнение каждой лабораторной работы оценивается в 5 баллов (5 баллов, если
все задания выполнены правильно и в полном объеме; 4 балла – выполнено более
половина заданий, но не все; 3 балла – выполнены почти все задания, но
правильных из них менее половины; 2 балла – выполнены все задания, правильно
менее половины; 1 балл – выполнено правильно или неправильно менее половины
заданий);
- Семестровая
работа оценивается в 10 баллов;
- Коллоквиум – максимально 5 баллов (правильно написаны 3 теоретических
вопроса и решено 2 задачи).
- Экзамен
оценивается в 100 баллов.
- Студент, набравший более 50% баллов за текущую работу получает допуск к
экзамену.
Экзамен
проходит в 2 этапа: тестирование и опрос по дополнительным вопросам (если есть
пропуски лекций и лабораторных занятий).
При
выставлении оценки экзамена учитываются результат теста (100 баллов максимум,
ниже 50 баллов – студент получает оценку «неудовлетворительно»);
Итоговая
оценка экзамена
выставляется на основании 2 параметров: итоговая сумма баллов за текущую работу
и баллы, полученные за экзамен. Полученная сумма баллов приводится к
100-балльной шкале. Оценка за
экзамен: «отлично» – от 85 до 100 баллов; «хорошо» ‑ от 60 до 84 баллов;
«удовлетворительно» ‑ от 40 – 59 баллов.
|
|