Титульная страница Лабораторный практикум Программа Дополнительно
 Учебное пособие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Учебное пособие -> Методические рекомендации по изучению дисциплины для преподавателя

Методические рекомендации по изучению дисциплины для преподавателя

«Архитектура вычислительных систем и компьютерных сетей»

 

Методические рекомендации по изучению теоретического материала

Дисциплина рассчитана на студентов, изучивших курс “Основы информатики”, так как программа дисциплины “Архитектура компьютеров” предполагает наличие у студентов ряда базовых знаний в области информационных технологий, таких как системы счисления, представление чисел в ЭВМ, логические основы алгоритмизации, общие представления об архитектуре вычислительных систем.

Дисциплина предусматривает изучение теоретических вопросов, в соответствии с рабочей программой, а также выполнение лабораторных работ.

В теоретической части дисциплины изучаются базовые знания в области  архитектуры компьютеров, основных функциональных компонент, принципов их работы и сопряжения между собой, формирование и закрепление системного подхода к изучению и проектированию сложных вычислительных систем

В практической части курса предусмотрено выполнение лабораторных ряда работ, цель которых – закрепление полученного теоретического материала, а также приобретение умений и навыков анализ архитектуры персонального компьютера посредством использования специализированного программного обеспечения, тестирования персонального компьютера на производительность, оптимального для решения определенной задачи подбора компонент персонального компьютера.

Использованная при разработке учебно-методического комплекса литература разделена на основную и дополнительную.

Основная литература:

1.     Таненбаум Э. Архитектура компьютера. СПб.: Питер, 2007. 848 с.

2.     Афанасьев К.Е., Стуколов С.В. Многопроцессорные вычислительные системы и параллельное программирование: Учебное пособие. КемГУ. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 233с.

3.     В.Г. Олифер, Н.А. Олифер Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы - СПб.: Питер, 2001.

4.     Столлингс У. Структурная организация и архитектура компьютерных систем: Проектирование и производительность. СПб: Вильямс, 2002. 896 с.

5.     Барановская Т.П., Лойло В.И., Семенов М.И. и др. Архитектура компьютерных систем и сетей: Учебное пособие для вузов. М: Финансы и статистика, 2003. 256 с.

6.     Цилькер Б.Я., Орлов С.А. Организация ЭВМ и систем: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2004. 668 с.

Дополнительная литература:

7.     Материалы сайта http://www.citforum.ru

8.     Интернет-Университет Информационных Технологий (Intuit.ru)

9.     http://infologos.narod.ru/Математическая логика в курсе информатики

10.           Виртуальный музей истории отечественных компьютеров http://informatic.ugatu.ac.ru

11.           Материалы сайта http://www.citforum.ru

 

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. При чтении лекций рекомендуется использовать слайд-лекции, каждая из которых содержит конспект материала по определенному разделу дисциплины. Подробно материал представлен в учебном пособии.

 

Рекомендации по проведению зачета. Зачет проводится в виде тестирования. Вошедший в тест материал отражен  в вопросах, выданных студентам для подготовки. Вопросы к зачету:

1.     История развития компьютерной архитектуры: от механических компьютеров к СБИС.

2.     Многоуровневая компьютерная организация. Языки, уровни и виртуальные машины.

3.     Устройство центрального процессора, выполнение команд.

4.     RISC и CISC процессоры. Принципы разработки современных процессоров.

5.      Параллелизм на уровне команд, на уровне процессоров.

6.     основная память. Бит, адреса памяти, упорядочение байтов, код с исправлением ошибок.

7.     Кэш-память.

8.     Сборка модулей памяти и их типы.

9.     Иерархическая структура памяти. Магнитные диски, дискеты, IDE- SCSI-диски

10.                       RAID-массивы, компакт-диски.

11.                       Шины, ширина шины, синхронизация шины

12.                       арбитраж шины, принципы работы шины,

13.                       микросхемы ввода-вывода, декодирование адресов.

14.                       Классификация Флинна,

15.                       Классификация многопроцессорных систем по организации памяти.

16.                        Классификация многопроцессорных вычислительных систем по организации межпроцессорных связей.

17.                       Локальные и глобальные сети. Эталонная модель открытой системы (OSI).

18.                       Топология компьютерной сети. Способы создания сетей.

19.                       Протоколы передачи данных. Иерархия протоколов и режимы их работы.

20.                       Виды сетей и сетевого оборудования.

21.                       Общая организация вычислительных сетей и их архитектура.

22.                       Пакеты данных и работа с ними.

23.                       IP-адресация.

Примеры тестовых заданий. Верные ответы выделены жирным шрифтом.

1.     Компьютер может выполнять только программы, написанные на его машинном языке Я 0.  У Вас программа написана на языке Я1. Каким образом компьютер будет  выполнять программы, написанные на языке Я1, если будет использоваться трансляция?

-       В программе, написанной на языке Я 1, заменяется каждая команда эквивалентным набором команд на языке Я 0. В этом случае компьютер выполняет новую программу, написанную на языке Я 0, вместо старой программы, написанной на Я 1.

-       Программа на языке Я 0, получает в качестве входных данных программы, написанные на языке Я 1. При этом каждая команда языка Я 1 обрабатывается поочередно, после чего сразу выполняется эквивалентный ей набор команд языка Я 0.

-       Программа на языке Я 0, получает в качестве входных данных программы, написанные на языке Я 0. При этом каждая команда языка Я 0 обрабатывается поочередно, после чего сразу выполняется эквивалентный ей набор команд языка Я 0.

-       В программе, написанной на языке Я 1, заменяется каждая команда эквивалентным набором команд на языке Я 1. В этом случае компьютер выполняет новую программу, написанную на языке Я 0, вместо старой программы, написанной на Я 1.

2.     Из чего состоит аппаратное обеспечение?

-       Интегральные схемы

-       Печатные платы

-       Модули памяти

-       Алгоритмы

-       Программы

3.     В каком смысле аппаратное и программное обеспечение эквивалентны?

-       Любая операция, выполняемая программным обеспечением, может быть реализована аппаратным обеспечением

-       Не любая операция, выполняемая программным обеспечением, может быть реализована аппаратным обеспечением

-       Не любая команда, выполняемая аппаратным обеспечением, может быть смоделирована программно

-       Любая команда, выполняемая аппаратным обеспечением, может быть смоделирована программно

4.     Что означает параллелизм на уровне команд?

-       выполнение большого количества команд за единицу времени

-       выполнение одной задачи несколькими процессорами

-       выполнение одной задачи одним процессором

-       выполнение одной команды за единицу времени

5.     Постройте иерархическую структуру памяти от большей скорости доступа к меньшей скорости доступа:

-       Регистры

-       Кэш-память

-       Основная память

-       Магнитный диск

6.     Какие действия выполняет контроллер устройства?

-       управляет устройством ввода-вывода

-       регулирует доступ к шине

-       регулирует доступ к памяти

-       управляет процессором

7.     Перечислите основные приемы повышения быстродействия при внутрипроцессорном параллелизме:

-       параллелизм на уровне команд

-       многопоточность

-       размещение на микросхеме нескольких процессоров

-       многокомпьютерность

-       параллелизм на уровне компьютеров

8.     Выберите верное утверждение об адресном пространстве, используемом мультипроцессором

-       Все процессоры в мультипроцессоре используют единое адресное пространство

-       Все процессоры в мультипроцессоре используют свое собственное адресное пространство

-       Часть процессоров в мультипроцессоре используют единое адресное пространство, а часть свое собственное

9.     Выберите преимущества топологии сети «шина»

-       Выход из строя центрального узла выводит из строя всю сеть

-       Экономный расход кабеля

-       Для добавления нового компьютера в сеть необходима остановка всей сети

-       Централизованный контроль и управление

-       Легко расширяется

Критерий оценки. Из базы вопросов каждому студенту по каждой теме случайным образом составляется список из 20 вопросов. Время для ответов на вопросы теста – 40 мин. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за тест – 100. Работа оценивается по следующей системе:

< 55% - «Незачет»;

55%-100% - «Зачет».

Описание электронных учебно-методических материалов

Лекционные занятия проходят в мультимедийной аудитории, оснащенной компьютером и проектором. Каждая лекция сопровождается презентацией, содержащей краткий теоретический материал и иллюстративный материал. Каждая презентация построена по следующему шаблону: название лекционного занятия, теоретический материал (разбит на две части с учетом перемены), вопросы для обсуждения.

 

 

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ

 

1.     Анализ архитектуры персонального компьютера посредством использования специализированного программного обеспечения

Цель работы: Проанализировать параметры компоненты персонального компьютера посредством использования специализированного программного обеспечения.

Лабораторная работа направлена на ознакомление с процессом получения характеристик компонент персонального компьютера с помощью специализированного программного обеспечения, и получение навыков по анализу и использованию полученных характеристик для подбора оптимальной замены основных компонентов персонального компьютера.

Требования к результатам выполнения лабораторного практикума:

·        Наличие характеристик аппаратных составляющих персонального компьютера;

·        Проведение анализа полученных характеристик по каждой из указанных компонент персонального компьютера;

·        Наличие по каждой требуемой компоненте рекомендаций с указанием параметров, критичных при замене компоненты и предложение наиболее оптимальной из имеющихся в продаже на данный момент.

 

2.     Тестирование персонального компьютера на производительность

Цель: Протестировать персональный компьютер на производительность.

Лабораторная работа направлена на ознакомление с процессом тестирования персонального компьютера на производительность и получение навыков по анализу результатов тестирования.

Требования к результатам выполнения лабораторного практикума:

·        Наличие результатов тестирования процессора;

·        Наличие результатов тестирования файловой системы;

·        Наличие результатов тестирования оперативной памяти;

·        Наличие результатов тестирования пропускной способности сети, Интернет соединений и скорости Интернета;

·        Проведение анализа полученных результатов тестирования.

 

3.     Оптимальный для решения определенной задачи подбор компонент персонального компьютера

Цель: Подобрать компоненты персонального компьютера таким образом, чтобы  собранный на основе них компьютеры был оптимален для решения поставленной задачи с точки зрения соотношения цена – производительность.

Лабораторная работа направлена на ознакомление с процессом анализа поставленной задачи и получение навыков по определению на основе анализа характеристик и подбор соответствующих  компонент персонального компьютера, оптимальных для решаемой задачи.

Требования к результатам выполнения лабораторного практикума:

·        Проведение анализа решаемой задачи, выбор характеристик основных компонент персонального компьютера и обоснование оптимальности выбора.

·        Предложение варианта компонент персонального компьютера на основе имеющихся в Интернете данных в соответствии с определенными характеристиками так, чтобы собранный на основе их компьютер оптимально решал поставленную задачу.

 

   

 

 

 

 
Завозкин С.Ю., Трофимов С.Н. "Архитектура вычислительных систем"